solomeya_lutova

Categories:

Классическая литература и современный контент: в чём суть

В нынешнем обществе взрослые люди часто дискутируют на такую тему, что молодёжь стала меньше читать и ходить в театр и даже в кино, а всё в интернете сидит. Некоторые, конечно же, хватаются за голову от всего этого. 

Другие принимают меры, и вот, подросток в их семье вместо блогов в соцсетях берётся за Достоевского и Пушкина. Но, однако же, следует помнить, что для прочтения каждой книги — особенно это касается классики, нужно определённое психологическое взросление, читательская подготовка, без которой образуется некоторый перекос в восприятии. Молодой человек может уйти в литературные миры и стать, по сути, таким же "задротом", какими иногда становятся игроманы.   

Книжные задроты

Artist © Francine Van Hove/Художница © Франсин Ван Хоув
Artist © Francine Van Hove/Художница © Франсин Ван Хоув

Если говорить о начале нулевых — той поре, на которую пришлось детство и юность автора этих строк, то тогда ещё не было такого разнообразия всяких задротов – от игровых до анимэшников и прочих. Они появились в таком количестве и разных вариациях лет десять спустя. Но в творческой среде — к примеру, в художественной школе, в какую я ходила, попадались как раз книжные задроты, а во-вторых – задроты классического искусства. 

Аналогичные личности, но постарше, наблюдались и в стенах того института, где я училась. Да, безусловно, в учебном процессе это интересные, яркие, умные и проницательные люди. Но так-то, в неформальной обстановке, они скромные, зажатые и молчаливые, потому что депрессивные — ведь приходится общаться с миром вместо того, чтобы читать очередную книгу, и очень склонны к употреблению алкоголя и прочего: лишь бы забыться… 

Литературные образы — яркие впечатления

Artist © Francine Van Hove/Художница © Франсин Ван Хоув
Artist © Francine Van Hove/Художница © Франсин Ван Хоув

В классической литературе авторы из прошлых веков много рассуждают о судьбе — как своей собственной, так и людей в целом, делятся своими впечатлениями, переживаниями, жизненным опытом, чувствами. 

Впечатления, полученные от чтения книг, могут подтолкнуть некоторых подростков с развитым эмпирическим и творческим началом воплотить в своей собственной жизни нечто похожее на какой-нибудь роман или рассказ. Хотя бы приблизительно. Многих читающих впечатляли — и, наверно, всегда будут впечатлять, образы Ромео и Джульетты, Онегина и Татьяны, Карениной и Вронского, фольклорные сказочные образы царевичей и царевен. В современной культуре в разных интерпретациях, в кино, музыке и в театре они очень популярны. Даже комиксы по книгам пишут. 

В начале нулевых, когда интернет ещё только-только начинал внедряться в российское общество и был поначалу не у всех,  некоторые читающие подростки по-другому, чем теперь их современные ровесники, воспринимали литературных персонажей.  Они не вполне понимали того, что, во-первых, эти персонажи вписаны в определённую культурную эпоху, которая не совпадает с современными веяниями и настроениями, а во-вторых —  столь яркими эти образы стали благодаря художественному мастерству их авторов. 

Реципиенты и коммуникаторы 

Artist © Francine Van Hove/Художница © Франсин Ван Хоув
Artist © Francine Van Hove/Художница © Франсин Ван Хоув

А заключается оно, в том числе, и в том, что автор хорошо понимает взаимосвязь "коммуникатор — реципиент". Создавая то или иное произведение, художник, писатель и т.д. (коммуникатор) заранее знает — или хотя бы предполагает, как оно будет воздействовать на других (они реципиенты). И, естественно, что на людей из прошлых веков литература, написанная в то время, влияла по-другому, чем на современных. В рамках школьной программы по литературе многое опускается, и акцент делается на переживаниях, личных драмах и чувствах этих героев, чтобы школьникам было психологически легче их воспринимать. 

Зачастую знакомство с культурой, бытом и нравами эпохи, в какую вписаны были, предположим, образы тех же Ромео и Джульетты (или любые другие), на уроках школьной литературы остаётся в тени или этому уделяется небольшое внимание. 

Это может позволить школьникам не без творческого полёта мысли, "примерять" эти образы на себя и даже пытаться вытворять в собственной жизни что-то похожее. Оно и неудивительно, если на уроках то и дело рассказывают про высокие чувства, настоящих героев и "лишних людей", подводя эти образы под какой-то общий шаблон. 

Литература: между наукой и жизнью

Artist © Francine Van Hove/Художница © Франсин Ван Хоув
Artist © Francine Van Hove/Художница © Франсин Ван Хоув

Немного иное, даже не совсем научное восприятие литературы может сформироваться в сознании детей и подростков из-за школьного преподавания . Хотя литература – это всё такая же наука, и если говорить о дальнейшем, вузовском, изучении персонажей, созданных классиками, то всё намного сложнее. Но в литературе одни сложности, а в жизни, как ни крути – другие, но разобраться во всех этих нюансах школьникам непросто. И тут ещё важно учитывать, что речь лишь про тех школьников, которые действительно интересуются книгами и увлекаются литературой. 

Появление интернета, конечно, многое изменило, и современные подростки уже не так нуждаются в тех эмоциях, переживаниях, чувствах, которые через века переносят авторы книг. У молодёжи иные принципы, приоритеты, ценности, но всё-таки они – люди, их чувства остались прежними, поэтому нередко контент, в целом, наполнен тем же смыслом, что и литература: только нужно понять. 

Современный медиаконтент и литература: есть ли общее

Artist © Francine Van Hove/Художница © Франсин Ван Хоув
Artist © Francine Van Hove/Художница © Франсин Ван Хоув

Но он передаётся в достаточно лаконичной форме — и так же скоро воспринимается, через призму цифрового мира, да и мало кто теперь хочет тащить за собой громоздкий вековой груз литературы: многим это кажется ненужным и малопонятным, язык тяжёлый. У всех есть любимые анимэ-персонажи, мультфильмы, мемы, игры, паблики в соцсетях, блогеры. Порой, кстати, контент годный: чего стоит только то же анимэ от Хаяо Миядзаки или, скажем, впечатляющие игромиры The Elder Scrolls. Всё дело во взглядах и вкусах. А так-то и грусть, и радость, и драматизм, и героизм, и трагизм, и любовь, и ненависть — всё это по-прежнему осталось в современном контенте. 

Литература раньше была способом коммуникации, узнавания чего-то нового, а теперь это лишь один из источников ознакомления с культурой прошлого, и знакомиться с ней или нет — решает каждый сам. Подрастающее поколение "нулевых", в общем и целом, было проникнуто практически всё тем же духом, что и современные подростки: только с поправкой на тренды, которые сейчас очень быстро устаревают. За книги брались единицы. 

Чему научит классика 

Artist © Francine Van Hove/Художница © Франсин Ван Хоув
Artist © Francine Van Hove/Художница © Франсин Ван Хоув

Может быть, после прочтения классической литературы кто-то и станет лучше и благороднее — ведь к этому же стремятся многие учителя литературы в школах, и иногда это даже получается в какой-то степени — но надо ещё учитывать, что все остальные в обществе на такое, как говорится, не подписывались. К тому же, воспитательная функция литературы — надуманная, искусственная, это наследие советской системы среднего образования. 

Остальные будут просто обычными людьми, и так они до самой старости ничего и не поймут ни про те высокие чувства, ни про ту книжную жизнь, которая наполнена страстями, приключениями и переживаниями. И дело не во времени или контенте. Дело в самих людях и в том, что они выбирают для себя. 

В материале задействованы картины художницы © Франсин Ван Хоув

The material includes paintings by the artist ©Francine Van Hove

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened