solomeya_lutova

Category:

О "Бэмби" не для детей: кровавая драма, запрещённая Гитлером

Интересна история книги Феликса Зальтена — романа-сказки "Бэмби", опубликованной в 1923 г. Все знают оленёнка (детёныша косули) по имени Бэмби по диснеевскому мультфильму, который был снят в 1942 г. и принадлежит к золотой коллекции "Диснея". Однако следует заметить, что мультфильм, рассчитанный на детскую аудиторию, во многом отличается от книги Зальтена.


Я прочитала этот сказочный роман лет в восемь — это, можно сказать, моя литературная колыбель, и после прочтения я почувствовала себя намного старше — мне открылся многообразный мир со всеми его оттенками. В мире "Бэмби" — и страх, и страдания, и боль, и кровь, и ощущение необратимости, и скорбь, и жестокие обстоятельства, перед которыми бессильны персонажи. И главное – никакого чуда и доброго волшебства как в тех детских книгах, которые я читала до этого.

В мультфильме, конечно, есть грустные моменты, но, однако, он не передаёт всей напряжённости, тягостного настроения и глубины, которые есть в книге, предназначенной для взрослого читателя. Если говорить о художественном воспроизведении этой книги, то советская игровая адаптация "Детство Бэмби" и "Юность Бэмби", созданная на киностудии Горького в 1980-е годы, чуть лучше передаёт настроение этого романа-сказки. "Бэмби" — это захватывающее, надрывное повествование о судьбах лесных обитателей, в котором присутствует дух истинной трагедии.

Олени, белки, зайцы, птицы — каждый из этих персонажей по-своему счастлив, но в их жизнях случается что-то неизбежное, непоправимое. Они любят, ссорятся, спорят, радуются жизни и просто живут, но время от времени приходит таинственный и страшный Он со своими слугами-собаками, которого все считают всемогущим — и в их лесной жизни происходят роковые перемены. Мать Бэмби погибает от Его оружия, друга Бэмби — оленёнка Гобо, Он подбирает раненого, выкармливает и отпускает в лес. Гобо научился доверять Ему, но Он всё равно его, уже взрослого оленя, убивает на глазах у всех лесных жителей, которые к Нему испытывают только страх...
В описаниях сцен охоты присутствуют боль и ужас — кровь на снегу, страх из-за того, что некуда бежать, отчаяние, подранки, которые или стонут или не понимают, что с ними произошло.
Старый олень — учитель и отец Бэмби. Он показывает молодому Бэмби Его, навзничь лежащего в лесу, раненого и беспомощного. Его, которого все звери и птицы считают Всемогущим. Бэмби недоумевает, но Старый олень говорит: "Всемогущим может быть только Вселюбящий". Это и есть главная мысль книг о Бэмби: тот, кто только убивает и уничтожает, не может быть всемогущим.

Феликс Зальтен написал продолжение "Бэмби": "Дети Бэмби" (1940), где рассказывается о семье Бэмби, его детях, брате и сестре Кено и Гурри. С ней проиходит то же, что и с Гобо, о котором их мать — Фалина, супруга Бэмби, не раз рассказывала, ведь он был её братом. Но, в отличие от Гобо, Гурри не погибает, Он выпускает её в лес, она благополучно возвращается и живёт с семьёй и друзьями. Она не доверяла Ему и, живя в неволе, стремилась домой, в лес, на родину. В лесу появляется кровожадный полуволк Неро: он живёт в доме у больного старика и делает вылазки в лес, чтобы рвать на куски его обитателей, но, в конце концов, его пристреливает егерь.
Ещё две книги из этого цикла — "Пятнадцать зайцев" и "Белочка Перри" рассказывают о других лесных животных, и в их жизнях тоже происходит что-то страшное. Зайчонка Упи в лесу подбирают дети и приносят его в дом, где он медленно и мучительно умирает в неволе, боясь людей и чуждой, враждебной обстановки. Участь Упи разделяет чиж в клетке: под его пение сердце зайчонка останавливается. Сцена смерти Упи в деревянном ящике описана бескомпромиссно и жутковато.

Книга о Бэмби была запрещена Адольфом Гитлером в 1936 году, так как, по разным предположениям, в ней он усматривал намёк на нацистскую Германию и подмечал пацифистские настроения, а в образе, названном в романе-сказке "Он" узнавал себя самого. Но "Бэмби" успели полюбить многие читатели — до запрета и до того, как многие её экземпляры были сожжены.

Диснеевский мультфильм по сравнению с книгой слишком слащав, он поверхностный, в нём нет ни трагедии, ни тягостной, тревожной атмосферы, ни пугающего ощущения близкой смерти, ни всей палитры чувств, переданных автором.

Эта книга может научить чувствовать и понимать жизнь, в которой не всё так просто, как в волшебных сказках и фильмах с нехитрой моралью, где добро легко и запросто побеждает зло. В многогранном "Бэмби" всё гораздо сложнее, там показаны жизненные нюансы, разнообразные оттенки бытия — печали и радости, любовь и неприязнь, тревоги и беды. Автор с сочувствием к жертвам описывает трагические моменты и всё же зажигает лучинку надежды: ведь, несмотря ни на что, жизнь продолжается.

Правда, сейчас, в чрезмерно детоцентричном обществе, где детей ограждают от информации, которая может нанести вред их здоровью и развитию, и даже мультфильм "Ну, погоди!" отнесли к взрослой категории, "Бэмби" тоже, скорее всего, запретят юным читателям. Хоть сжигать не станут, и ладно…

В статье представлены фото книг "Бэмби", "Дети Бэмби", "Пятнадцать зайцев" (АСТ, Фолио, Москва, 2001)
Рисунки на переплёте © Т. Луценко
Иллюстрации © С. Ким, Е. Голобородько
#главнаякнига

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →