solomeya_lutova

Category:

Откуда взялись домашние кошки и кто такая Неджем?

Поговорим, любезные мои читатели, про наших заласканных хищников. История домашней кошки (Felis catus), как всем известно, уходит корнями в Древний Египет. Но — тут есть некоторые нюансы. 

Предок современной домашней кошки — дикая нубийская кошка, или степной кот (Felis silvestris lybica), есть ещё два подвида. Этот вид не вымер: до сих пор обитает в Африке и Азии ближайший родственник моего Васьки и всех прочих домашних Мурзиков. Красивая, короткошёрстная, хорошо сложенная кошка окраса табби охотится на мелкую дичь среди африканской природы — и до сих пор, кстати, хорошо приручается: чего нельзя сказать о её северном сородиче – среднеевропейском лесном коте (Felis silvestris silvestris)

На вид на нубийскую кошку похож, но чуть пушистее и к человеку не привыкает. Однако охотно скрещивается с домашними кошками, поэтому, к сожалению, скоро чистокровного среднеевропейского кота может совсем не остаться — будут одни "грязнокровки", метисы. 

Что до древних египтян — они возвели в культ и, так сказать, популяризовали разведение и приручение кошек, обожествляя их и вводя различные нормы и правила обращения с ними. В действительности кошки начали приручаться ещё того раньше: на Кипре при раскопках рядом с могилой человека обнаружили небольшое захоронение. Оказалось, что это — котёнок. Этому захоронению — 9, 5 тысяч лет. Его обнаружил археолог из Франции Денис Винье не так давно — в 2004 г., тем самым доказав, что древние египтяне отнюдь не первые, кто приручили кошек. 

А вот что до возведения кошки в культ — египтяне в этом преуспели. Среди древнеегипетских богов немаловажное место занимает Бастет: богиня любви, домашнего очага, плодородия, радости и покровительница всех кошек. Баст — дочь Солнца и Хатхор-Луны. У Бастет две ипостаси: "тёмная" — в этом случае она изображалась с головой львицы, и "светлая" — с головой кошки. Но есть и самостоятельная египетская богиня с головой львицы – Сехмет. Это божество недоброе: покровительница войны, палящего солнца и мести. 

Но Сехмет изображали со змеёй, солнечным диском и уреем (аксессуаром на головном уборе фараона в виде кобры), а постоянные атрибуты Бастет — ударный музыкальный инструмент систр и иногда четыре котёнка у ног. 

И, конечно, город Бубастис, основанный в III тысячелетии до н. э.  – это вишенка на торте в египетском культе кошек. В центре Бубастиса и располагалось святилище богини Бастет. Видно его было из каждой части города – обнесённое стеной, которую украшали рельефы, а внутри – роща с высокими вековыми деревьями, окружавшими храм Бастет. Ур-суну — это титул верховного жреца богини-кошки, в переводе означает "великий врачеванием". Кроме того, в Бубастисе находились кремационные печи для кошек и некрополь с захоронениями мумифицированных кошек. 

Первая известная истории кличка кошки – Неджем. Так звали кошку, которая жила в эпоху правления фараона Тутмоса III (1479 – 1425 г. до н.э.): её кличка начертана на гробнице второго пророка бога воздуха Амона, мелкого чиновника и архитектора Пуимре, погребённого в некрополе Эль-Хоха на западном берегу Нила. В переводе "Неджем" означает "милая, дорогая". 

Несмотря на то, что в Египте существовал строгий запрет на вывоз из страны кошек, всё равно примерно 500 тыс. лет тому назад люди взяли с собой на корабли этих животных, чтобы защищать от грызунов грузы с зерном. Конечно, не всех кошек потом удавалось забрать обратно с собой в Египет на корабли, и, таким образом, начиная со средиземноморского побережья, они начали распространяться в Европе. Там появление кошки датируется I тысячелетием нашей эры. 

В Россию кошек также завезли моряки примерно тысячу лет назад – ещё в дохристианские времена. Сначала кошки водились только в очень богатых русских домах и стоили дорого. 

А после принятия и распространения христианства на Руси кошек стали пускать на территорию храмов, чтобы те защищали от грызунов монастырские съестные припасы. Для кошек вырезали специальные небольшие входы в храмовых воротах. 

Согласно юридическому документу XIII — XVI века – сборнику законов для епископского суда, который называется "Правосудье митрополичье", штраф за кражу кошки — 3 гривны, как за вола и собаку.  "За гулуб 9 кун, за утку 30 кун, за гусь 30 кун, за лебедь 30 кун, за жервь 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за третьак 30 кун, за лонщину полгривны, за теля 5 кун, за боран ногата, за порося ногота, за овцу 5 кун, за жеребца гривна, за жеребя  6 ногот".  Одна гривна в те времена равнялась 205 граммам серебра, а это значит, что оштрафовать за кражу кошки могли на  615 граммов серебра. На эти деньги можно было купить три коровы или стадо баранов. Убийство кошки также наказывалось: нарушитель обязывался возместить ущерб потерпевшему и предоставить ему другую кошку. 

Но постепенно из  "элитного" зверя кошка стала превращаться в обычное домашнее животное, распространяясь повсеместно и поселяясь в домах у людей из разных социальных слоёв. 

Фото: из открытых интернет-источников и © SoLutova

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened