solomeya_lutova

Categories:

Белый медведь в двух ипостасях

Кто же он: мрачный и жуткий дух, который ниспослан людям в наказание или добрый и мудрый король?

Образы хищников – особенно таких крупных, как медведь, в фольклоре разных народов мира были всегда неоднозначными. В основном, конечно, они изображались в негативном свете, но иногда они появляются в сказках как помощники, хранители. В любом случае образ дикой природы, будь то лес или тундра в фольклорных произведениях – всегда чуждое, зачастую враждебное человеку пространство, другой мир, и неизвестно, что произойдёт, если столкнуться с существами оттуда. 

И белый медведь в устном творчестве разных народов изображался неоднозначно. Например, в фольклоре канадских эскимосов белый медведь — зловещий, демонический красноглазый дух Туунбак, которого боги отправили на землю в наказание. "Туунбак" и означает "злой дух". Огромные и страшные белые медведи Нанурлуке и Кукуавеке — прообразы Туунбака.  Он убивает лучших воинов, а потом приносит их семьям остатки тела убитых, таким образом издеваясь над людьми, чтобы они не смогли провести нормально церемонию погребения. Только некоторые шаманы могли договориться с Туунбаком и утихомирить его, однако за это он лишал их голоса. Они общались с ним мысленно. И только души белых людей, согласно эскимосским поверьям, способны отравить Туунбака – и когда он от этого яда погибнет, не будет счастья больше: люди начнут спиваться, забудут о своих традициях и языке, в семьях наступит разногласие, и никогда больше никто не увидит счастливых снов. В общем, что так, что эдак — безысходность. 

А вот в норвежском фольклоре белый медведь – это заколдованный молодой король Валемон, которого избавлять от чар берётся молодая принцесса, дочь другого короля. Будучи ещё девушкой, она мечтает о золотом венце из сна: и как бы ни бились искусные мастера в стране, не могли они тот самый венец изготовить. Но явился белый медведь и подарил ей эту диковину, и они договорились, что он заберёт её в своё царство в качестве жены. Отец-король как узнал про это, выставил стражу, но Валемон-медведь всех воинов порешил (и два раза ошибся, прежде чем ту самую принцессу утащил: у неё же ещё сёстры были). Ну, и жили они: днём он медведь, ночью в темноте человек (но смотреть на него нельзя при этом). Она от него детей родила, правда, он их куда-то забирал. От этого ей скучно стало, она попросилась к родителям, и матушка-королева ей посоветовала ночью посветить ему в лицо свечкой, чтобы узнать, как он выглядит. 

А так делать было нельзя — смотреть на него в человеческом облике, он же предупреждал, потому что это старая колдунья его очаровала и хотела на себе женить, и чары должны скоро были исчезнуть, а принцесса всё испортила. Из-за этого он унёсся в королевство старой колдуньи, где она его опаивала зельем. С этого и начинаются в сказке все приключения: принцесса отправляется на поиски мужа в опасное путешествие, и по дороге ей помогают девочки, живущие в избушках со старушками: дают волшебные вещи. А девочки – это дети, которых король-медведь забирал, чтобы они принцессе в итоге помогли. Потом всё заканчивается хорошо, Валемон и принцесса, одолев колдунью, возвращаются в своё королевство. По самому строению эта сказка очень похожа на русскую волшебную сказку "Финист – ясный сокол: Марьюшка тоже отважно отправляется на поиски своего мужа-сокола, очарованного злой колдуньей. Сходность по строению текста — характерная черта для сказок разных народов мира. 

Вот такой вот он – разный, — белый медведь в фольклоре. А в реальности зверь очень опасный и непредсказуемый, склонный, в том числе, к каннибализму. Человеку лучше от него подальше – одним ударом вполсилы позвоночник переломит: доподлинно известно, что белых людей поедал и душами не отравился. С другой стороны, известно достаточно много случаев, когда полярники подкармливали его тушёнкой и сгущенкой, и он брал из их рук пищу. И ничего, никакой агрессии, живы остались. И с собакой – лайкой, белый медведь подружился. Так что, как говорится, сказка – ложь, да в ней намёк… 

#наулицезима 

Фото: из открытых интернет-источников
Иллюстрации: © Crazy Tom (Twitter) и © Теодор Киттельсен

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened