solomeya_lutova

Categories:

Флёр поэзии высоких крыш: городские здания как арт-пространства

Фотографируя городские пейзажи, заброшенные здания и что-либо на урбанистическую тематику, я часто забираюсь куда-нибудь наверх: на крышу, если есть такая возможность, или на самый верхний этаж. 

Творить в жанре урбан-фотографии и даже один раз сделать в этом жанре хороший снимок непросто, как может показаться на первый взгляд. Вроде бы, иди по улице с фотоаппаратом или телефоном, кругом здания, фонари, современная и старинная архитектура. Но тонкость в том, что это будет обычное стрит-фото, без какого-либо настроения, пусть даже очень красивое. 

А вот чтобы передать атмосферу полёта над городскими пространствами, увидеть дух большого города — подвижный, изменчивый, грандиозный, всегда разный, и запечатлеть его на фото – нужно постараться. Мало идти по улице с камерой или другим устройством — надо тщательно выбирать ракурсы, забираться в какие-то такие места, откуда, казалось бы, привычные улицы будут смотреться необычно – не так, как видят их все каждый день. Надо постараться услышать биение исполинского сердца города, его дыхание, посмотреть в его многотысячные глаза, взглянуть на него как на живой организм, поймать нужный момент – и тогда, если всё удастся, урбанистический кадр станет художественным. 

Вот я и взбираюсь на всякие высотки — смотрю, выбираю ракурсы, пытаюсь прочувствовать атмосферу. И вот, порой забираясь на крыши или балконы верхних этажей, я вижу там всякие надписи, рисунки, символы, которые оставили те, кто были там до меня. В основном, там ничего интересного — всё стандартно. Гораздо реже встречается что-то творческое – граффити, стихи, цитаты, глядя на которые, можно сказать, что там были люди, не чуждые искусства и поэзии, и оставили свои следы. Конечно, некоторые скажут, что, мол, это всё вандализм, и неважно, что на стене написано: стихи или известное слово из трёх букв. 

Мне сразу вспоминается спор в соцсети с одной дамой, которая сказала, что ничего не надо в городе – ни граффити, ни рисунков, ни надписей, всё должно быть строго и выглядеть однообразно. Дискуссия разгорелась — многие категорически не согласились с такой точкой зрения, потому что ежедневное серое городское однообразие приводит к депрессиям и плохому настроению. Ну и я, естественно, среди несогласных. Я соглашусь лишь с тем, что откровенно вандалистские надписи и рисунки точно надо замазывать: выглядит это точно не очень как-то. Но всё остальное, что несёт хоть какую-то психологическую нагрузку – это тайный язык города, неотъемлемая часть его атмосферы и частичка души творческих людей, которую они оставили. Кто сказал, что творчество должно быть только в галереях, на отдельных площадках и пространствах? Это шаблонное мышление. Творчество может быть где угодно… 

Ну, так вот. Бывают моменты, когда я на верхних этажах или на крышах сталкиваюсь с искусством и поэзией. Это раскрывает для меня ещё одну новую грань в городской среде — когда я, в одиночестве поднимаясь всё выше, наблюдая, как на фоне неба вырисовываются геометрически строгие урбанистические горизонты, — вдруг вижу рисунки или стихи. Ведь в такой миг их, кроме меня, видят одно лишь небо, которое становится хоть чуть-чуть ближе, и вселенная… Восприятие было бы другим, прочитай или увидь я это всё где-нибудь в книге, на стене в соцсети или в музее.

Фишка именно в том, что если написать или нарисовать это ещё где-нибудь — то это будет уже не то и даже не впечатлит особенно. Это и должно быть именно здесь, на крыше, на стене верхнего этажа, на балконе, чтобы смотрело и читало небо, читали случайные гости, таким образом общаясь с незримым автором, оставившим свой след. Иногда этот след не слишком выразительный, но порой – мастерский, стильный, хорошо передаёт настроение. Нередко это цитаты, обрывки из чужого творчества, переданные тем, кто им проникся. Зачастую в этом — тоска, ощущение тупика и пустоты бытия вперемешку с горькой иронией, характерным постмодернистским сарказмом — когда, вроде, смешно, а вроде, и нет, и тяжёлой стальной нотой российской городской безысходности, безрадостных будней. А иногда – призрачной надежды на существование некоего бога, но не такого, которого пытались во все века преподнести мировые религии…  

Недавно, фотографируя крыши в своём районе, я обнаружила один из таких творческих  следов. Это было небольшое стихотворение: чуть-чуть переиначенные строки из романа Мариам Петросян "Дом, в котором…", из второго тома под названием "Шакалиный восьмидневник".   

Дети мои, 

Не верьте, что в раю 

Нет деревьев и шишек, 

Не верьте, что там одни облака… 

Верьте мне, 

Ведь я старая птица

И молочные зубы сменил я давно, 

Так давно, что не помню их запах… 

Ваш Папа Стервятник 

Эта цитата распространена и в интернете, однако там она уже не производит такого впечатления. Художественность в ней хорошо подчёркнута именно там, на верхнем этаже блочного дома, наедине с небом.

А мне даже захотелось в тот момент вступить с Папой Стервятником в поэтический диалог с придуманным на лету образом. 

Ворота рая в тот раз были не заперты

И я туда, было, зашла, 

Но там лишь выжженная земля, 

И пришлось низвергнуться в ад,

А там только лёд и вечный холод:

Рай горит от моего взгляда,

Ад замерзает 

И птицы обращаются в камень.

Ваша Мачеха Тигрица. 

#сновавесна 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened