solomeya_lutova

Categories:

В школах будут учить семейным ценностям: что не так

Что не так? Да всё не так, но, во-первых, "семейные ценности" — это понятие весьма абстрактное. Как и любые ценности в общем и целом. Этому нельзя научить в школе. Ценности формируются в процессе воспитания, личностного роста, психологического взросления. На плечах школы — прежде всего образовательный процесс. Ну, грубо говоря, научить считать, писать, считать, да и то не всё пригодится из того, чему учили в общеобразовательной средней школе.

Помнится, учительница по математике говорила такую вещь, когда мои одноклассники — а класс у нас был проблемный, нарушающий учебную дисциплину, — вытворяли всякую дичь: "Задача школы — учить вас. А воспитывать должны родители. И это проблема ваших родителей, что вы такие невоспитанные. И как вы себя ведёте, так и ваши родители, значит, себя ведут". Вообще она была чертовски права — и косвенно она касалась этой непростой темы семейных ценностей...

Конечно, пресловутые семейные ценности — если и приобретаются, — то приобретаются исключительно в семье, а не в школе, не во дворе и не ещё где-нибудь. Это раз. И размытость этого понятия никто не отменял. Это два. Потому что "семейные ценности" — они у всех семей разные. У кого-то это доверие, поддержка, взаимопонимание, уважение, в том числе к малолетним детям (а как они научатся уважать родителей, если родители относятся к ним как ко второму сорту?), а у кого-то — этакая волчья стая на человеческий манер, где главный — предводитель-альфа (или предводительница), а остальным всем сапогом по лицу, ложкой в лоб, и будьте добры слушать главу. Домострой в наш век и в этой стране цветёт махровым цветом.

Но что взаимопонимание и поддержка, что так называемая "волчья стая" — это всё одно: семейные ценности. У кого-то наверняка есть и третий, и четвёртый, и ещё кучи вариантов семейных ценностей — так чему же будут учить в школе? Как найдут эти господа из Министерства просвещения какой-то общий подход к пониманию того, что всегда было у всех разным? Это же не формула по математике, не правило по русскому языку и не историческая дата. Нельзя сказать: "Семейные ценности — это... открываем учебники". Нет чёткого определения.

Второй момент — семейные ценности не могут вписаться (и не должны) в ценностную систему абсолютно каждого человека. Но дети, школьники — существа подневольные. Их заставят ходить на уроки этих семейных ценностей, а кому-то это вовсе не надо будет, то есть по факту учащиеся будут зря тратить время: может, оно им пригодилось бы, чтобы формулы по физике учить или ту же историю. Как уроки семейных ценностей помогут в дальнейшем образовании, профессии, карьерном росте, — чему, собственно, на начальных этапах должна способствовать средняя школа? Ответ очевиден: никак.

Во-третьих, уроки семейных ценностей — это предопределение жизненного пути каждого ученика. То есть в школе как бы будут исподволь внушать, что, мол, семья — это необходимо (ну раз даже целый курс этому посвящён). Но задача школы — давать знания, а не внушать какие-то там ценности. И по-хорошему, в идеале, школа — это всё же холодный образовательный механизм, структурированный и тщательно выверенный, где рассуждениям про такое абстрактное понятие, как человеческие ценности, места быть не должно совсем (ну, если только это необходимо для пояснения в рамках какой-нибудь дисциплины, и не более).

Уроки семейных ценностей присобачили к курсу обществознания. Вот по-хорошему, обществознание как предмет должно учить школьников юридической и политической грамотности. Многие родители и иногда учителя ругают обществознание за то, что, мол, это предмет бесполезный. На самом деле он становится бесполезным из-за того, что в него в нашей стране намешали всякой ереси и ахинеи. Когда мы, например, в 2000-е учились, там в параграфе одного учебника даже отрывок из антиутопии был... И вот теперь ещё вдогонку — семейные ценности — туда же. Чтобы этот предмет стал ещё бесполезнее.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened