solomeya_lutova

Category:

Эротика и порнография: в чём разница?

Антонио Канова. Венера и Марс. Фото: Bolli & Romitri s. r. l.
Антонио Канова. Венера и Марс. Фото: Bolli & Romitri s. r. l.

На эту тему много дискуссий, рассуждений, статей и споров. Некоторые даже полагают, что это одно и то же: мол, что в лоб, что по лбу — везде обнажённые тела, секс и контент для взрослой аудитории. Но разница между эротикой и порнографией всё же есть, и ответ на это, кстати, весьма конкретный. 

Разберёмся же. Я для разогрева передам именно научную точку зрения, с которой познакомилась в своей альма-матер — Литинституте, на спецкурсе по интересному предмету: он называется психология творчества. Этот специфический для гуманитарных вузов предмет не входит в обязательную образовательную программу, а между тем в нём есть весьма толковые ответы на всякие интригующие темы, касающиеся искусства. 

Скажу честно: не успел мне в руки попасть учебник по этому предмету, как я в мгновение ока нашла там параграф, посвящённый теме эротики и порнографии: ведь в заголовке говорилось об отличиях этих двух направлений. 

Порнография: история и функция

Для того, чтобы лучше вникнуть в суть, надо немного рассказать об истории. "Порнография" с древнегреческого языка переводится как "письма проституток" ("порно" – блудница и "графо" – писать). Как всем известно, проституция – древнейшая из профессий. А в Древней Греции 750 – 480 гг. до нашей эры она вообще считалась легальной, не осуждалась в обществе и играла немаловажную роль в экономике государства. Ну да, и налоги платили.

Ею занимались представители обоих полов. Проститутки в Древней Греции делились иерархически — и на самой низкой ступени в этой иерархии стояли порнаи (что значит "продать") — это те представительницы профессии, которыми торговали сутенёры. К таким низкосортным проституткам относились рабыни из варварских племён, а потом, в эпоху эллинизма, в дешёвые подстилки порнаи  шли брошенные отцами юноши и девушки. То есть вот купит какой-нибудь не очень состоятельный древний грек такую проститутку — и сразу и подцепит венерический букет. Ну, так вот, те проститутки, которые были грамотными и знали греческий, писали письма с горячими подробностями своим клиентам: написанное вызывало у них всё такую же физиологическую реакцию, как и современное порно у тех, кто его смотрят или – реже – читают. 

В этом и до сих пор заключается основная функция порнографии: вызвать половое возбуждение, влияя посредством визуального (или текстового) контента на достаточно примитивные точки подсознания. В ней нет никаких художественных образов как таковых, нет психологической нагрузки, присущей искусству: это просто трах банальное совокупление на камеру самцов и самок вида Homo sapiens, за которым не стоит ровным счётом ничего. 

Эксперимент с порнографией

Все люди разные, но одна девушка (назовём её Василисой) рассказала о таком эксперименте. Если на протяжении долгого времени просматривать порнографические сюжеты, то в итоге в памяти не остаётся ничего, кроме обнажённых тел и органов, а сами персонажи, которые якобы занимаются страстным сексом, более или менее качественно имитируемым актёрами, просто вылетают из головы. Все эти иностранные Ли, Джеки, Кейт и Миранды и отечественные Васьки, Петьки, Любы и Нади в порно в итоге как бы на одно лицо: самец и самка либо группа самцов и самок.

Василиса начала смотреть порно в семь лет – сначала из интереса, потому что взрослые что-то прятали в шкафах (журнал и CD-диски), и, возбудившись, просматривала, когда была подростком, а закончила смотреть в совершеннолетнем возрасте, потому что это уже не возбуждало. Почему? По её убеждению, порно в её восприятии просто исчерпало себя (особенно после того, как она лет в семнадцать узнала, что это постановка от альфы до омеги), так как в нём нет никакой, хотя бы минимальной, интеллектуально-художественной составляющей. Эта составляющая, как Василиса призналась, была ей необходима: она с ранних лет увлекается литературой и искусством, и поэтому, чтобы получать новые сексуальные впечатления, она перешла на просмотр эротики, в которой присутствует художественный смысл, есть образность и проблематика. 

Но порно в её юном сознании таки сыграло определённую роль. Как бы ни парадоксально это звучало, но потому, что она его смотрела, она оставалась девственницей очень долгое время: только мастурбировала. Ведь чем больше она видела искусственно красивых актёров и актрис в роскошных интерьерах, тем меньше ей хотелось заниматься сексом в реальной жизни – в какой-то степени это был эскапизм. Сексуальность прыщавых одноклассников, затем однокурсников и других знакомых и незнакомых молодых людей в её психологическом восприятии "отставала" от сексуальности напомаженных порноактёров — из-за этого влечение к лицам противоположного пола сводилось на нет. 

В порнографии ей, однако, всегда хотелось быть исключительно зрительницей, но никак не участницей — в дальнейшем это переросло в невероятную разборчивость в объектах сексуального влечения — то есть просто для возбуждения в жизни должно было совпасть огромное количество факторов: психологических, эмоциональных, физиологических, а Меркурий чтоб был во втором доме. Впрочем, у Василисы был ещё один немаловажный сдерживающий (личный) фактор, который препятствовал заняться сексом с кем-либо, но к поднятой тут теме он отношения не имеет, поэтому вернёмся к нашим баранам. 

Скорее всего, опыт Василисы уникален во многом, и нет никаких сомнений в том, что с лихвой хватает людей на свете, которые до конца своих дней будут просматривать (читать) порнографию, и она не перестанет возбуждать их. Но факт остаётся фактом — и исторически, и этимологически: порнография – это не искусство, а всего лишь, (сколько бы ни было вложено денег на создание порнографического контента), услуги дешёвых проституток, которые предоставляются посредством медиа. Суть порнографии на протяжении целых эпох не изменяется. 

Эротика: суть и некоторые нюансы

С эротикой всё обстоит иначе. Бытует мнение, что эротика – это "когда ничего такого не видно". То есть тут имеется виду, что если в каком-то сюжете откровенные сцены наполовину скрыты, и нет явной демонстрации половых органов, то это уже априори эротика. А вот и нет. Даже если зритель не видит "ничего такого", то это всё равно может быть порнография: смотря как и что вложено в сюжет.

Эротика, как и всякое произведение искусства, предполагает художественные образы, проблематику, какую-либо психологическую нагрузку, воздействие не только лишь на примитивное подсознательное, в отличие от порнографии. Само понятие "эротика" происходит от имени древнегреческого бога Эроса (да, это тот самый ехидный божок с крыльями и луком за спиной — он же Амур и Купидон), и эротический контент – ровесник порнографии. И примерно столько же лет этому вечному культурному спору о том, чем же всё-таки отличается эротика от порнографии. В эротике, конечно же, есть как лёгкие, так и более жёсткие направления – как и в порнографии. 

Аудитория, на которую рассчитаны как эротические, так и порнографические сюжеты, должна быть старше восемнадцати лет, но вот здесь-то мы плавно подходим к ещё одному отличию: не всякая эротика рассчитана исключительно на совершеннолетних, в то время как порнография предназначена лишь для совершеннолетних лиц. Люди, которые более-менее знакомы с культурой, вспомнят, в каком возрасте они познакомились с такими произведениями искусства (пусть даже не в реале, а посредством учебников, интернета и т.д.), как, например, статуя Давида авторства Микеланджело и Донателло, скульптуры Антонио Кановы, картины художников эпохи Возрождения и нидерландца Рубенса. Уж явно не после восемнадцати (не беря в расчёт тех, кто спали на уроках МХК или бежали курить). 

А то дети увидят

Итак, открываем советский учебник по изобразительному искусству для школьников шестого класса, и видим там фото всех этих скульптур без цензурных купюр – с половыми органами. Это всё, между прочим, эротика – лёгкая, разумеется. В конце концов, в "Руслане и Людмиле" А. С. Пушкина, которую в детстве читали все, тоже присутствует эротический эпизод  – когда Руслан после свадебного пира и благословления князя идёт с Людмилой на брачное ложе, и они там раздеваются и целуются. Эротика? Да. А в одной детской книге есть иллюстрация, где Людмила с обнажённой грудью и лобком лежит на этом роскошном ложе (ваша покорная слуга подрисовала однажды там ещё и голого Руслана: без откровенных деталей, если что). 

Примеров, когда к эротическому контенту допускаются несовершеннолетние, хватает в искусстве и литературе, и если его строго цензурировать, то с львиной долей мировой и отечественной культуры придётся знакомиться только после восемнадцати лет. А до этого придётся завязывать ребёнку глаза на каждом шагу. Некоторые представители власти, однако, обеспокоены пуританским воспитанием отечественной молодёжи. Они считают, что надо перестать показывать неокрепшим умам эротику, поэтому в 2014 году было предложено заменить изображение обнажённого Аполлона на сторублёвой купюре на что-то другое. Ведь все мы знаем, что именно античный бог на сторублёвке и на крыше Большого театра своим зело срамным видом развращал и по сей день продолжает развращать юное поколение. Ещё К. Г. Паустовский в "Растрёпанном воробье" писал про это: как Маша, юная героиня сказки, любуется этим Аполлоном: вот маленькая развратница-то, а.  

Подводя итог, надо отметить, что эротика – даже притом, что там хватает произведений, которые настрого запрещены для несовершеннолетних, — та же Камасутра или "Уланша" Лермонтова, к примеру, — куда легче интегрируется в массовую культуру, нежели порнография, которая рассчитана на просмотр где-нибудь в тёмной комнате, в туалете или в специфическом кинозале. То есть абсолютно все направления  порнографии, в отличие от эротики, на протяжении многих лет — по понятным причинам — находятся в этаком "андерграунде". 

И, пока до сих пор все мусолят фильм "Титаник" с яркой эротической составляющей, и его как классику обсуждают и в школах, и на кухнях (как по мне – именно эротика и вывозит весь сюжет этой унылой ванильной бурды), то фильмы с участием Саши Грей не так уж на слуху у каждого, а если в школах или где-нибудь ещё их обсуждают, то только тихо, чтоб учительница Марья Ивановна и минкульты эти ваши всякие не услышали. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened