solomeya_lutova

Categories:

В творческой лаборатории у тигрицы: маска из папье-маше

Присоединяясь к творческому хэшмобу #праздниксвоимируками, расскажу о своём опыте изготовления папье-маше и маски из этого материала. 

Эскизы. Фото: ©SoLutova
Эскизы. Фото: ©SoLutova

Вначале был эскиз. Но ещё раньше – идея. Я задумала создать такой образ, который соответствовал бы духу моего творчества. Образы я придумываю постоянно и стараюсь воплотить их. На создание этого образа меня вдохновила одна статья о карнавале и венецианских масках. Мне понравилась идея с маской кошки, и вот, я решила попробовать сделать нечто наподобие этого. Когда-то, пока все были эмо, готами, панками и прочими, я причисляла себя к к достаточно редкой субкультуре — фурри (антропоморфные животные, от англ. furry — "покрытый мехом"), и моим окончательным зверем-образом стал тигр. А если точнее — тигрица по имени Ликантропия Тайгервумэн: в её характере сочетаются две силы – светлая и тёмная…

Продумав эскиз, я приступила к делу. Начиталась всяких советов в интернете по изготовлению папье-маше и изделий из него.

Прежде чем делать маску из папье-маше, нужно сначала изготовить форму для неё.  

Решив не париться с таким моментом, как изготовление основы для формы, я купила картонную основу в хобби-гипермаркете. А на эту картонную основу я уже при помощи голубой глины стала накладывать то, что должно было получиться в соответствии с моим эскизом. Уши, морду персонажа проработала при помощи стека. Глина у меня была обычная, в порошке – разводила в посудине в соответствии с инструкцией на коробке. Накладывала, периодически подливая воды — если в процессе работы казалось, что слишком сухо, или, наоборот, добавляя порошка — если казалось чересчур жидко. От исходных пропорций мало что осталось… 

И вот, наконец, форма была готова. Я оставила её высыхать, а сама приступила к изготовлению папье-маше из газет. Способ я выбрала следующий: мелко-мелко, как можно мельче, рвём газеты – именно рвём, чтоб нарушить внутреннюю структуру бумаги. Ножницы и прочие лезвия этой структуры не нарушают. У меня была на литературную тему, со стихами всяких не очень даровитых поэтов, но, в принципе, можно взять любую другую. А если в это время плохое настроение, то вообще хорошо: и пойдут клочки по закоулочкам!

Вот что вышло из стихов тех авторов. Фото: ©SoLutova
Вот что вышло из стихов тех авторов. Фото: ©SoLutova

Но у меня было ничего так настроение, поэтому я устала рвать и приступила к следующему этапу. Нужно положить эти клочки в кастрюлю и, залив водой, варить до образования густой массы, чтоб потом можно было из неё лепить. И тут у меня случился первый косяк: масса никак не получалась, потому что клочки были слишком крупные и не разваривались. Поэтому, ничтоже сумняшеся, я сняла с плиты кастрюлю, вытряхнула её содержимое, немного остудив, в блендер и перемолола там всё как следует. Довела затем в кастрюле до состояния массы, и перешла на следующий шаг.    

Добавляем жидкий клейстер из крахмала. Фото: ©SoLutova
Добавляем жидкий клейстер из крахмала. Фото: ©SoLutova

Теперь надо добавить в получившуюся массу жидкий клейстер из крахмала для связки – у меня был кукурузный. А потом проверить, достаточно ли густ и пластичен полученный состав, и если всё хорошо, его надо вытащить из кастрюли и положить в полиэтиленовый пакет, а затем в холодильник на ночь. 

Проверка на пластичность. Фото: ©SoLutova
Проверка на пластичность. Фото: ©SoLutova
Перекладывание в полиэтиленовый пакет из кастрюли. Фото: ©SoLutova
Перекладывание в полиэтиленовый пакет из кастрюли. Фото: ©SoLutova

Всё это время меня не покидало ощущение, что я готовлю какое-то особенное блюдо…  Пропорции? Ой, боюсь о них что-либо говорить. Я в процессе то добавляла, то убавляла, изменяя исходные рекомендации: даже на каком-то моменте варки мне показалось, что масса из газет слишком жидкая, и я добавила туда рваной туалетной бумаги (неиспользованной, если что). В общем, как-то на глаз всё. Помните анекдот про волка и зайца? Приходит заяц в магазин и просит полтора килограмма сахара, а у волка-продавца весы сломались. Он и предлагает: "Ну, давайте я Вам на глаз насыплю?" "На нос себе насыпь, собака серая!" — возмутился заяц. 

Пробуем блюдо. Шутка: на самом деле не вздумайте. Фото: ©SoLutova
Пробуем блюдо. Шутка: на самом деле не вздумайте. Фото: ©SoLutova
Форма из глины: потрескалась. Фото: ©SoLutova
Форма из глины: потрескалась. Фото: ©SoLutova

Теперь вернёмся же к глиняной форме. Она высохла, но потрескалась. Во избежание всяческого зла я взяла скульптурный пластилин и заделала им все трещины.

Заделанные скульптурным пластилином трещины. Масло наносим ваткой или тряпочкой. Фото: ©SoLutova
Заделанные скульптурным пластилином трещины. Масло наносим ваткой или тряпочкой. Фото: ©SoLutova

Момент настал! Пора накладывать на эту глиняно-пластилиновую форму массу для папье-маше. Важно как можно тщательнее смазать её растительным маслом перед тем, как облепить массой. А потом уже работать: это почти как с глиной, можно придавать любую форму, можно использовать стеки и палочки всякие. И затем, когда всё готово, сверху покрыть клеем ПВА и клейстером, который наверняка остался с прошлого раза. А если нет — сварить новый.

Работа с массой из папье-маше: нанесение на форму. Фото: ©SoLutova
Работа с массой из папье-маше: нанесение на форму. Фото: ©SoLutova
Нанесение кистью клея и клейстера. Фото: ©SoLutova
Нанесение кистью клея и клейстера. Фото: ©SoLutova

И положить это всё высыхать. Важно, чтобы высохло полностью. Придётся подождать дня два. 

Высохшее изделие. Фото: ©SoLutova
Высохшее изделие. Фото: ©SoLutova

Итак, когда всё высохло, я стала пробовать снимать. Поскольку жидкость из папье-маше впиталась в глину, пришлось просто перевернуть получившееся изделие и аккуратно, чтоб не повредить его, отдирать от него отсыревшую основу. В процессе она раскололась, но это ничего: всё равно больше не понадобится. Картонное основание, на которое была налеплена форма, осталось целым – оно вот как раз ещё пригодится, если делать другие маски. 

Размокшая форма. Фото: ©SoLutova
Размокшая форма. Фото: ©SoLutova
Снятие формы по кусочкам. Фото: ©SoLutova
Снятие формы по кусочкам. Фото: ©SoLutova
Картонное основание. Фото: ©SoLutova
Картонное основание. Фото: ©SoLutova

А потом варим крахмальный или мучной клейстер, берём клей ПВА, газеты и, не скупясь, обклеиваем получившуюся маску слоя в два – в три. Снова кладём всё высыхать. После высыхания делаем маркером разметку: проверяем, ровно ли всё. У меня получилось не совсем ровно – это второй косяк, и всякие искривления пришлось отрезать ножом (папье-маше режется очень хорошо, но важно не отчекрыжить лишнего), а неровности немного ошкурить. 

Проклеивание газетами. Лицевая сторона. Фото: ©SoLutova
Проклеивание газетами. Лицевая сторона. Фото: ©SoLutova
Проклеивание газетами. Изнаночная сторона. Фото: ©SoLutova
Проклеивание газетами. Изнаночная сторона. Фото: ©SoLutova
Разметка маркером. Фото: ©SoLutova
Разметка маркером. Фото: ©SoLutova
Отрезание лишних частей ножом по контурам. Фото: ©SoLutova
Отрезание лишних частей ножом по контурам. Фото: ©SoLutova

В маске нужно будет сделать на обратной стороне отверстия, чтобы потом продеть в них крепления, «ушки» из проволоки, а к ним уже привязывать резинку: чтобы можно было её носить. Отверстия я делала шилом и тонкой отвёрткой. 

Отверстия для креплений. Фото: Фото: ©SoLutova
Отверстия для креплений. Фото: Фото: ©SoLutova
Резинка на креплениях. Фото: ©SoLutova
Резинка на креплениях. Фото: ©SoLutova

Перед нанесением кистью акрилового грунта поверхность изделия следует покрыть желатином (развести в горячей воде в соответствии с инструкцией на пакетике). Подождать сутки, когда желатин высохнет и наносить грунт. Грунт – это, так сказать, "кожа" изделия. С его помощью можно придумать любую текстуру, можно добавить какую-нибудь выпуклую деталь. А потом, когда будет готово, снова нанести сверху желатин, оставить высыхать. Уже после этого можно делать маркером рисунок, разметку цветов – перед нанесением акриловых и других красок. 

Грунтовка. Фото: ©SoLutova
Грунтовка. Фото: ©SoLutova
Нанесение маркером рисунка. Фото: ©SoLutova
Нанесение маркером рисунка. Фото: ©SoLutova

Дальше уже – ваша фантазия, можно делать что угодно, а потом закрепить всё это бесцветным акриловым лаком. Я пока не закрепила: думаю добавить ещё что-нибудь, какой-то ещё штрих. Остальное – авторские секреты. Маска придумана мной от начала до конца, поэтому я не буду рассказывать об уникальных деталях и творческих фишках. 

Покраска. Фото: ©SoLutova
Покраска. Фото: ©SoLutova

Ну, собственно, вот и всё. Новогодний образ готов. Можно с ним фотографироваться, выкладывать в соцсети, а можно пойти на какое-нибудь тематическое праздничное мероприятие или наоборот — удивить друзей, явившись к ним в таком виде… 

Lycanthropia Tigerwoman. Фото: ©SoLutova
Lycanthropia Tigerwoman. Фото: ©SoLutova

А пока #наулицезима, осторожная, грозная, лукавая охотница Ликантропия Тайгервумэн по ночам выбирается из иных миров и ходит по снегу. Она непременно поймает и съест крысу, а вместе с ней — все тяготы и невзгоды, который принёс с собой этот год. И коронавирусом не подавится.

Новогодняя Ликантропия. Фото: ©SoLutova
Новогодняя Ликантропия. Фото: ©SoLutova

С наступающим!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened